"НЕСТОЛИЧНЫЕ" картины Столицы
Художник Евгений Столица родился в семье лесничего в селе Будеи Одесской области 8 января 1870 года. Первоначальное художественное образование получил в одесском реальном училище у Г. А. Ладыженского. С 1888 посещал занятия в ИАХ, сначала в качестве вольнослушателя, с 1890 — постоянного ученика у М. К. Клодта.
В 1894–1897 состоял стипендиатом Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 за картины «На берегу», «Ночной покой», «В саду» получил звание художника.
Жил в Петербурге (Петрограде). В 1890-х — 1900-х много путешествовал по Волге, Днепру, Каспийскому и Черному морям. В 1896 вместе с художником К. К. Вроблевским совершил поездку на Крайний Север; участвовал в плавании ледокола «Ермак» под руководством адмирала С. О. Макарова, посетил Швецию, Норвегию, Англию. В 1898 вместе с другими учениками Куинджи совершил поездку в Германию, Францию и Австрию, организованную и профинансированную Куинджи. В 1899 вновь побывал в Англии, откуда на ледоколе «Ермак» совершил еще две полярные экспедиции. В 1904 был откомандирован в штаб адмирала Макарова в Порт-Артур, работал над серией батальных картин.
Экспонировал свои работы на Всемирной выставке в Париже. Был членом и экспонентом Мюнхенского Сецессиона. В 1905 за картину «Зима» получил бронзовую медаль на Международной художественной выставке в Льеже, в 1906 награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1908 стал одним из основателей Общества художников им. А. И. Куинджи, неоднократно отмечался премиями на конкурсах Куинджи. В 1909 был удостоен звания академика.
В 1916–1922 жил в Ананьеве Херсонской губернии, в 1922–1924 — в Сергиевом Посаде, где работал хранителем музея Троице-Сергиевой лавры, занимался реставрацией икон), с 1924 жил и работал в Москве. Являлся членом Ассоциации художников революционной России - крупного объединения советских художников, графиков и скульпторов, являвшегося, благодаря поддержке государства, самой многочисленной и мощной из творческих групп 1920-х годов. Ассоциация была основана в 1922 году, распущена в 1932 году и явилась предтечей Союза художников СССР.
Известность к Столице пришла после участия художника в 1899 году по приглашению адмирала Макарова в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях и создания серии замечательных картин, посвященных природе Арктики. Одна из этих картин – «Ледокол Ермак в полярных льдах» была экспонирована на Всемирной выставке 1900 года в Париже (Берлинский музей). Остальные картины этой серии выставлялись на «весенних» выставках в Академии художеств.
В 1904 году Столица снова встретился с адмиралом Макаровым, на этот раз на Дальнем Востоке, в Порт-Артуре, куда адмирал пригласил художника в связи с начавшейся русско-японской войной для запечатления на холстах боевых эпизодов обороны крепости. Из картин на порт-артурскую тематику наиболее интересны «Адмирал Макаров и художник Верещагин» (Таллиннский музей), «электрический утес» и «Установка орудия у подножия Золотой горы» (Санкт-Петербург, военно-морской музей).
Основная тема Столицы в последующие годы – природа, жизнь русской и украинской деревни – тема, близкая сердцу художника, выросшего в лесной глуши и с детских лет полюбившего деревню. Произведения художника отличаются простотой и естественностью, правдивостью в передаче состояния природы.
Работы Столицы находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Самарском областном художественном музее, Одесском художественном музее, в Череповецком музейном объединении, в Государственном Художественном музее в Ханты-Мансийске.